Андрей Смирнов
Время чтения: ~32 мин.
Просмотров: 1

Испытание при поступлении на гражданскую службу как условие служебного контракта

Таблица испытательный срок трудового договора гос служащих

При приеме на государственную гражданскую службу возможно прохождение испытательного срока. При этом в трудовом договоре обязательно делается ссылка на наличие испытательного срока.

Испытательный срок необходим для проверки деловых и профессиональных качеств соискателя на замещение государственной должности.

Если в служебном контракте нет указания на установления испытательного срока, то кандидат на замещение должности считается принятым на службу без необходимости пройти испытательный срок.

Испытательный срок на госслужбе не устанавливается для следующей категории граждан:

  • Для беременных женщин;
  • Для граждан окончивших учебные заведения и впервые поступающих на госслужбу в соответствии с договором об обязательном трудоустройстве;
  • Для должностей «руководители» и «помощники», которые принимаются на службу на определенный срок;
  • Для служащих, переведенных с одной должности на другую, в связи с сокращением штата;

Испытательный срок на госслужбе устанавливается от трех месяцев до года.

После окончания испытания при отсутствии у служащего соответствующего звания, оно ему присваивается.

Есть ли испытательный срок на гражданской службе

В данный срок не включается период, когда служащий не исполнял свои должностные обязанности.

Непосредственную оценку качеств госслужащего дает его непосредственный руководитель. Данная оценка оформляется в форме заключения.

Деловые и профессиональные качества государственного служащего оценивает специальная комиссия, которая и делает вывод о возможности занимания государственной должности и присвоение классного чина.

Данная комиссия создается из числа действующих сотрудников госслужбы и, которые обладают достаточным опытом в данной сфере и имеют необходимые знания и навыки, которые предоставляют возможность оценивать того или иного кандидата.

Для успешного прохождения, так называемой «аттестации» государственный служащий должен ответить на вопросы, которые касаются работы на государственной службе.

В ранее действовавшем Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» норма об испытании государственного служащего имела императивный характер. Так, в ст. 23 вышеупомянутый закон устанавливал правило, согласно которому испытание устанавливалось как при приеме, в том числе по итогам конкурса документов, так и при переводе на должность иной группы или иной специализации в качества обязательного условия приема на государственную службу. По соглашению сторон в трудовом договоре определялась лишь продолжительность такого испытания.

В ныне действующем Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 27)соответствующая норма сформулирована существенно иначе: сторонами можетбыть предусмотрено испытание гражданского служащего. Другими словами, условие об испытании гражданского служащего теперь является договорным и включается в служебный контракт по соглашению сторон (диспозитивная норма).

Случаи, когда испытание не может быть установлено

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 3 ст. 27) содержит перечень случаев, когда испытание не может быть установлено.

Предлагаем ознакомиться  Какие трудности могут быть при получении документов на приватизацию

· для беременных женщин – гражданских служащих;

· для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

· для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

· для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокра­щением должностей гражданской службы.

По указанию закона данный перечень случаев, когда испытание не может быть установлено, не является исчерпываю­щим и может быть расширен федеральным законом (но не законом субъекта Российской Федерации и не подзаконным ак­том).

· лицам, поступающим на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;

· лицам, окончившим образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающим на работу по полученной специальности;

· лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу;

· лицам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.

Вместе с тем вопрос о применимости данных правил к замещению должностей гражданской службы представляется достаточно спорным. Законодатель намеренно сузил в отношении гражданских служащих перечень случаев, когда испытание не устанавливается. Например, в отличие от об­щих правил Трудового кодекса РФ, испытание по прямому указанию Федерального закона от 27 июля 2004 г.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 27) существенно увеличил срок испытания. Если ранее действовавший Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанав­ливал такой срок в пределах от трех до шести месяцев, то теперь продолжительность испытания гражданского служащего может устанавливаться по соглашению сторон от трех месяцевдо одного года.

В отдельных случаях действующим законодательством может предусматриваться иная продолжительность испытательного срока. Например, для замещения должностей гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

Кроме того, сохраняет свою юридическую силу постановление Правительства РФ от 5 июля 2000 г. № 490 «Об испытании при назначении на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации», согласно которому при назначении на должность Правительством Российской Федерации для государственных служащих устанавливается испытание сроком на 3 месяца.

Следует учитывать, что в срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности государственного служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности. Например, не включаются в испытательный срок периоды времени, когда служащий привлекался к исполнению государственных или общественных обязанностей, которые не связаны с его должностными обязанностями (явка в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего и т.п.).

Предлагаем ознакомиться  Есть ли особенности у дарения доли квартиры несовершеннолетнему

Правовое положение государственного служащего в период испытательного срока

В течение испытательного срока на испытуемого распростра­няются все правила, установленные действующим законодатель­ном в отношении регулирования труда гражданских служащих. В частности, недопустимо каким-либо образом ограничивать права государственного служащего на период испытания (например, устанавливать пониженную оплату труда и т.п.).

Вместе с тем правовое положение государственного служащего в течение испытательного срока имеет некоторые особенности. К ним, например, относится возможность расторжения служебного контакта в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Кроме того, расторжение трудового договора по инициативе служащего производится в упрощенном порядке и т.п.

Оформление итогов испытания

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что по окончании установленного срока испытания может проводиться квалификационныйэкзамен. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности.

При неудовлетворительном исходе испытания представитель нанимателя может либо предоставить ранее замещаемую должность гражданскому служащему, либо расторгнуть служебный кон­тракт с гражданским служащим.

Расторгнуть служебный контракт в связи с неудовлетворитель­ным результатом испытания представитель нанимателя может только в течение испытательного срока. Если по истечении срока испытания гражданский служащий продолжает выполнять служебные обязанности по замещаемой должности, то он счита­ется выдержавшим испытание.

Гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме о расторжении с ним служебного контракта по результатам испытания не позднее чем за три дня.

Решение представителя нанимателя о неудовлетвори­тельном результате испытания может быть обжаловано в суде.

В то же время закон позволяет в течение испытательного срока гражданскому служащему расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе в упрощенном порядке. В частности, oн обязан предупредить представителя нанимателя о расторжении служебного контракта не за две недели (как в Трудовом кодексе РФ), а за три дня.

Опыт зарубежных стран по установлению испытательного срока

В зарубежных странах, государственную службу которых можно отнести к «карьерному» типу, характеризующемуся функционированием государственной службы по принципу иерархичности стабильности, аполитичности, испытательный срок является обязательным условием, и его продолжительность может составлять несколько лет.

Так, например, в Германии назначение чиновника на должность осуществляется после утверждения пригодности чиновника и сдачи экзамена. Назначение на государственную должность считается пожизненным, если происходит после успешного прохождения испытательного срока и достижения возраста 27 лет.

Дополнительная информация

Про установление испытательного срока при приеме на работу узнайте

Предлагаем ознакомиться  Сроки оплаты больничного листа в 2019 году изменения

здесь

.

Испытательный срок на госслужбе и беременность

ТК РФ увольнение по результатам испытания прямо отнесено к расторжению трудового договора по инициативе работодателя. Федеральный закон от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) такого указания не содержит.

Однако, такое увольнение предполагает свободу усмотрения представителя нанимателя в отношении расторжения служебного контракта либо оставлении гражданского служащего на службе.

Таким образом, увольнение по результатам испытания по сути представляет собой увольнение по инициативе представителя нанимателя. Между тем, согласно ч. 1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. В силу ст.

С учетом указанных предписаний Трудового кодекса РФ следует вывод, что увольнение беременной на испытательном сроке в связи с неудовлетворительным прохождением ею испытательного срока недопустимо.

Поэтому беременная работница, в случае если для нее по каким-то причинам был установлен испытательный срок, не может быть уволена в связи с неудовлетворительным результатом испытательного срока с момента фактического наступления беременности.

Оценка деловых качеств госслужащего

  • Граждане, которые получили средне-специальное образование в рамках программы подготовки госслужащих или высшее
  • Служащие, которые были назначены на новую должность в связи с сокращением предыдущей, при условии соответствия его квалификации и опыта работы новой должности.
  • Для всех служащих, которым гарантировано законодательством сохранность рабочего места (например, беременные женщины или женщинам, имеющими детей до 1,5 года).
  • Лица, заступающие на позиции «руководитель» и «помощник» временно.

Посмотрите ролик который расскажет подробно о поступлении на госслужбу в РФ

В случае если служащий не согласен с выводами о том, что он не выдержал испытательный срок, он вправе подать жалобу в суд и оспорить данное решение. При этом если возникают сложности в составлении жалобы, или не ясно имеется ли достаточные основания для обжалования решения всегда можно обратиться за помощью к юристам. Они помогут составить заявление в суд и защитить нарушенные права.

Комиссия также может сделать вывод о том, что служащий не прошел испытательный срок, если он нарушал трудовую дисциплину, в том числе имели место опоздания, прогулы, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Кроме того, лицо может быть освобождено с должности гражданского государственного служащего на испытательном сроке, если он допустил порчу государственного имущества (находясь на позиции «руководитель»), нарушил нормы законодательства и т.д. Все причины указаны в ст. 37 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года.

Свои вопросы по поводу установливления испытательного срока на госслужбе, пишите в комментариях

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 43Следующая ⇒

 

· на время испытания на гражданского служащего распространяется только часть положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· во время испытания гражданский служащий не может получать дополнительное профессиональное образование

· в срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего

· представитель нанимателя не имеет права расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания

407. Для какой категории лиц может быть установлено испытание при назначении на должность государственной гражданской службы:

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы

· Для граждан, получивших высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы и впервые поступающих на государственную гражданскую службу

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа

· Для государственных гражданских служащих, назначенных на должности государственной гражданской службы в порядке

408. Продолжительность срока испытания для граждан, впервые поступающих на государственную гражданскую службу, составляет:

· От одного до шести месяцев

· От шести месяцев до одного года

· От одного месяца до одного года

· От трех месяцев до одного года

409. Соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы — это:

· служебный контракт

· трудовой контракт

· трудовой договор

· должностной регламент

410. На какой максимальный срок может быть заключен срочный служебный контракт:

· на срок до одного года

· на срок до двух лет

· на срок до трех лет

· на срок до пяти лет

411. Примерная форма служебного контракта устанавливается:

· Федеральным законом

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Стороны договора вправе определить форму служебного контракта по взаимному соглашению, руководствуясь при этом только требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации

412. Обязательным (существенным) условием служебного контракта является:

· Обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну

· Срок испытания при поступлении на государственную гражданскую службу

· Обязательство о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации

· Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью

413. Существенными условиями служебного контракта с федеральным государственным гражданским служащим НЕ являются:

· Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа

· Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью

· Показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

·  Дата начала исполнения должностных обязанностей

414. В каких из перечисленных случаев заключение срочного служебного контракта с государственным гражданским служащим является обязательным:

· Замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители»

· Замещение должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

· Замещение должностей гражданской службы в консульских учреждениях Российской Федерации

· Замещения должности гражданской службы, по которой Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда

· Во всех перечисленных случаях

415. Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим категории «специалисты» заключается при условии:

· Замещения должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций

· Письменного согласия государственного гражданского служащего

· Наличия у государственного гражданского служащего заболевания, указанного в перечне, утвержденном нормативным правовым актом Президента Российской Федерации

· Недостаточной квалификации государственного гражданского служащего

416. Днем вступления в силу служебного контракта является (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· День, указанный сторонами контракта в качестве дня вступления его в силу

· День подписания служебного контракта обеими сторонами

· День подписания служебного контракта гражданским служащим

· День подписания служебного контракта сторонами, если иное не установлено федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или служебным контрактом

417. Сторонами служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы являются:

· представитель нанимателя и гражданский служащий

· представитель нанимателя и представитель выборного профсоюзного органа данного государственного органа

· представитель нанимателя и гражданин, ранее состоявший на государственной гражданской службе

· представители профсоюзного органа

418. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя:

· в письменной форме не позднее чем за две недели до их введения

· в письменной форме не позднее чем за месяц до их введения

· в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения

· в устной форме за два месяца до их введения

419. Служебный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон служебного контракта:

· в любое время

· по истечении 1 месяца после уведомления представителя нанимателя

· по истечении 2 месяцев после уведомления представителя нанимателя

· по истечении 2 недель после уведомления представителя нанимателя

Вправе ли представитель нанимателя расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа?

· Вправе, но лишь с письменного согласия гражданского служащего и профсоюзной организации соответствующего государственного органа

· Вправе, но лишь с письменного согласия гражданского служащего, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении

· Вправе, но лишь с согласия профсоюзной организации соответствующего государственного органа

· Не вправе

Имеет ли особенности процедура увольнения гражданского служащего в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности, по сравнению с процедурами увольнения по другим основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя?

· Нет, не имеет

· Особенностью является обязанность гражданского служащего сдать служебное удостоверение в день освобождения от должности гражданской службы

· Имеет, поскольку такое увольнение возможно только в случае, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы

· Особенностью является невозможность увольнения гражданского служащего в период его временной нетрудоспособности и в период его пребывания в отпуске

422. Служебный контракт НЕ прекращается вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:

· Заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью

· Заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением

· Отсутствия у лица соответствующего документа, подтверждающего трудовой стаж

· Отсутствия у лица соответствующего документа об образовании и о квалификации, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом

423. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:

· Возбуждением в отношении гражданского служащего уголовного дела за совершение преступления, предусматривающего наказание, исключающее возможность замещения должности гражданской службы

· Признанием гражданского служащего ограничено нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением

· Применением к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации

· Все варианты ответа являются правильными

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 119359;

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу

136.jpgКто должен проходить испытания при поступлении на государственную гражданскую службу

Особенности испытания при поступлении на государственную гражданскую службу определены:

  • статьей 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и

  • Указом Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы».

Указом Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы»:

  • Правительству РФ было дано поручение до 1 января 2020 года обеспечить внедрение единой методики прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти.

Частью 1 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено:

  • что в акте государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы и в служебном контракте

  • сторонами может быть предусмотрено испытание гражданина, впервые поступающего на государственную гражданскую службу продолжительностью от одного месяца до одного года

  • в целях проверки его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы.

Таким образом, данная статья Федерального закона № 79-ФЗ предусматривает обязательное установление испытательного срока:

  • для лиц, впервые поступающих на государственную гражданскую службу.

Сроки испытания при назначении гражданина или государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы

Частью 2 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены конкретные сроки испытания в зависимости от замещаемой должности государственной гражданской службы.

В зависимости от замещаемой должности государственной гражданской службы испытание может устанавливаться:

  • при назначении гражданина или государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, — на срок от одного месяца до одного года;

  • при назначении на должность государственной гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ, — на срок от одного до 6 месяцев;

  • при назначении государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до 6 месяцев.

Сроки испытания в зависимости от замещаемой должности государственной гражданской службы:

Срок испытания

Замещаемая должность государственной гражданской службы

Законодательная норма

От одного месяца до одного года

Устанавливается при заключении служебного контракта с гражданами, впервые поступающими на государственную гражданскую службу, если иное не предусмотрено ст. 27 Федерального закона № 79-ФЗ. 

Может устанавливаться при назначении граждан или государственных гражданских служащих на должности государственной гражданской службы, назначение на которые или освобождение от которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ

Часть 1, п. 1 ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 79-ФЗ

От одного до шести месяцев

Может устанавливаться при назначении на должности государственной гражданской службы:

— граждан, которые ранее проходили государственную службу РФ;

— государственных гражданских служащих в порядке перевода из другого государственного органа

Пункты 2, 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 79-ФЗ

Испытательный срок:

  • является важнейшей кадровой технологией при замещении должностей государственной гражданской службы;

  • это традиционный способ, который используют все работодатели, чтобы определить профессиональную пригодность работника;

  • идеальное средство проверки всего того, что интересует работодателя.

Во время испытательного срока:

  • обычно можно ясно увидеть, как сотрудник будет вести себя в долгосрочной перспективе;

  • способности и склонности, особенности темперамента и мотивации проявятся у нового сотрудника достаточно быстро;

  • становится видно, как человек вписывается в корпоративные стандарты поведения, как он относится к дисциплинарным отношениям, каков его стиль общения с людьми.

Необходимость испытательного срока определяется не только интересами нанимателя. Определенные преимущества в испытательном сроке видят для себя и сами наемные работники. За это время, как правило, работники имеют возможность оценить новую работу, ее условия, психологическую обстановку в коллективе, совместимость с руководителем.

В срок испытания государственного гражданского служащего не засчитываются:

  • период временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего и

  • другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности государственной гражданской службы.

Часть 6 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Кто не должен проходить испытания при поступлении на государственную гражданскую службу

Частью 3 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ определена категория лиц, для которых не может быть установлено испытание при приеме на государственную гражданскую службу.

В соответствии с ней испытание не может быть установлено:

  • для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы и впервые поступающих на государственную гражданскую службу;

  • для государственных гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 «Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на должность государственной гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа;

  • для иных граждан и государственных гражданских служащих, для которых законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

Также запрещено устанавливать испытание при приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей до полутора лет.

Нецелесообразность устанавливать испытание в случае целевой подготовки специалиста на конкретную должность государственной гражданской службы

Как следует из части 3 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ законодатель посчитал нецелесообразным устанавливать испытание в случае целевой подготовки специалиста на конкретную должность гражданскую службу.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • частью 4 статьи 25 «Срок действия служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено заключение срочного служебного контракта в случае замещения должности государственной гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;

  • Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 469 «Об утверждении Типового договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином РФ…» определены права и обязанности сторон при заключении договора о целевом обучении, меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в процессе получения образования. Целевая подготовка гражданина предусматривает контроль над прохождением им промежуточных аттестаций, написание выпускной квалификационной работы по рекомендованной органом государственной власти теме, прохождение практик в органе государственной власти, с которым был заключен договор о целевом обучении. Поэтому соблюдение условий целевой подготовки обеими сторонами договора снимает необходимость дополнительной оценки степени соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности. Кроме этого, целевая подготовка подразумевает подготовку специалиста на конкретную должность государственной гражданской службы, с требуемым набором знаний и умений.

Нецелесообразность устанавливать испытание для государственных гражданских служащих, назначенных на должность государственной гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа

Логичным также представляется положение о нецелесообразности устанавливать испытание для лиц, назначенных на должность государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа.

При сокращении должностей государственной гражданской службы или упразднении государственного органа:

  • государственно-служебные отношения с государственным гражданским служащим продолжаются

  • в случае предоставления государственному гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе,

  • с его письменного согласия иной должности государственной гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе

  • с учетом:

    • уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

    • уровня его профессионального образования, продолжительности стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности государственной гражданской службы.

Нецелесообразность устанавливать испытание для граждан и гражданских служащих, для которых законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы

Испытание также не устанавливается для граждан и гражданских служащих, для которых законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы.

Трудовым кодексом РФ определен ряд категорий граждан, для которых законодательно предусмотрена гарантия сохранения места работы:

  • на период отпуска по уходу за ребенком;

  • на период отстранения от должности по медицинскому заключению при отсутствии необходимой для перевода должности или отказе работника;

  • на период избрания на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации;

  • на период отсутствия спортсмена, тренера в течение срока действия трудового договора на рабочем месте в связи с проездом к месту расположения спортивной сборной команды РФ и обратно, а также в связи с участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды;

  • на период приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством РФ вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника;

  • на период внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями;

  • на период получения работником профессионального обучения или дополнительного профессионального образования по инициативе работодателя;

  • на период исполнения работником государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время;

  • на период служебной командировки;

  • на период ежегодного отпуска;

  • на время забастовки участвующим в ней работникам.

Все перечисленные ситуации связаны с временным прекращением исполнения работником функций по основному месту работу. Обоснованным и не требующим дополнительного правового регулирования представляется возращение работников на свои рабочие без испытательного срока. Установление испытательного срока должно быть связано с назначением государственного гражданского служащего на иную должность.

Независимо от того, установлено испытание или нет, на государственного гражданского служащего в полной мере распространяется действие законодательства о гражданской службе.

Окончание срока испытания при поступлении на государственную гражданскую службу

После окончания срока испытания государственному гражданскому служащему присваивается классный чин, если ранее гражданский служащий его не имел

Часть 5 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Порядок присвоения классных чинов определен в статье 11 «Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги» Федерального закона № 79-ФЗ. Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы на определенный срок полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Исключение из этого правила составляют:

  • государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы категории РУКОВОДИТЕЛИ, относящиеся к высшей группе должностей государственной гражданской службы;

  • государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы категории ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

  • государственные гражданские служащие, замещающих должности государственной гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

ч. 2 статьи 11 «Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Что делать при неудовлетворительном результате испытания государственного гражданского служащего

Если в период испытания будет установлено, что государственный гражданский служащий не соответствует должности, на которую принят:

  • представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока испытания;

  • при этом представитель нанимателя обязан предупредить государственного гражданского служащего об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня и указать причины принятия такого решения.

Для обоснованного увольнения по результатам испытания работодатель должен подтвердить документально факт наличия неудовлетворительного результата прохождения испытательного срока.

К таким документальным фактам могут быть отнесены:

  • акты, свидетельствующие о том, что работник не справился с выполнением конкретных должностных обязанностей,

  • служебные записки, свидетельские показания.

Основаниями для признания результатов испытания неудовлетворительными могут быть не только нарушения государственным гражданским служащим дисциплины, требований к служебному поведению, но также недостаточный уровень квалификации.

Представитель нанимателя обязан:

  • не только предупредить государственного гражданского служащего о расторжении с ним служебного контракта при неудовлетворительном результате испытания,

  • но и указать причины, послужившие основанием для вынесения такого решения.

Государственный гражданский служащий имеет право:

  • не согласиться с выводами представителя нанимателя относительно результатов прохождения испытательного срока и

  • обжаловать это решение в судебном порядке.

Часть 8 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

При обжаловании данного решения в судебном порядке представителю нанимателя придется доказывать, что государственный гражданский служащий не соответствует замещаемой должности:

  • если государственным гражданским служащим не были допущены нарушения дисциплины и установленных законодательством обязанностей доказывать его квалификационное несоответствие замещаемой должности будет очень сложно,

  • поскольку при приеме на государственную гражданскую службу у представителя нанимателя была возможность проверить его квалификацию (образование, стаж работы по специальности, деловые качества),

  • а при соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности суд, скорее всего, поддержит требования государственного гражданского служащего.

Частью 9 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ определено:

  • что если срок испытания истек, а государственный гражданский служащий продолжает замещать должность государственной гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание;

  • если представитель нанимателя считает, что результаты испытания неудовлетворительны служебный контракт должен быть расторгнут в период прохождения испытательного срока с письменным предварительным уведомлением (за три дня).

В отличие от представителя нанимателя государственный гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт:

  • по собственному желанию без объяснения причин до истечения срока испытания;

  • предупредить об этом представителя нанимателя он должен в письменной форме не позднее чем за три дня до увольнения.

Часть 10 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Исаева О.В., аспирант кафедры административного права Российской правовой академии Минюста России.

249.jpg

Исходным источником права, регулирующим вопросы испытания гражданского служащего, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте помимо его существенных условий могут также содержаться иные условия, среди которых Закон выделяет испытание при поступлении на гражданскую службу.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. То есть для того, чтобы условие об испытании было легитимным, оно должно быть прописано и в акте о назначении, и в служебном контракте.

Срок испытания гражданского служащего устанавливается продолжительностью от 3 месяцев до 1 года.

Интересен случай, когда с работником заключен срочный служебный контракт сроком на 1 год. Никаких ограничений по установлению испытательного срока при заключении срочного служебного контракта в Законе нет, следовательно, можно предположить, что срочный служебный контракт, заключенный на 1 год, вполне может быть «испытательным», то есть содержать условие об испытании на 1 год. Никакой целесообразности, на наш взгляд, в этом нет. По мнению автора, в отношении «срочников» необходимо выработать иные правила установления испытания. По крайней мере, в ст. 70 Трудового кодекса РФ указано, что при заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недель. Аналогичное по смыслу, но, естественно, иное по содержанию и срокам положение должно, на наш взгляд, содержаться в Законе.

Согласно ч. 3 ст. 27 Закона испытание не устанавливается:

  • для беременных женщин — гражданских служащих;
  • для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий. В этом случае испытание не устанавливается в силу статуса гражданских служащих, замещающих должности указанных категорий, и функциональных особенностей данных категорий;
  • для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
  • в иных случаях, предусмотренных Законом и другими федеральными законами.

Итак, перечень случаев, при которых испытание не устанавливается, является открытым и не исчерпывается ст. 27 Закона.

Логично, что представителю нанимателя стоит обратиться, в частности, к ст. 70 Трудового кодекса РФ, содержащей перечень случаев, при которых испытание не устанавливается. Среди них есть и не содержащиеся в Законе. Так, испытание не устанавливается для лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Применительно к поступлению на гражданскую службу и замещению должности гражданской службы по конкурсу указанное выше исключение весьма актуально. Однако законодатель этот случай в перечне ст. 27 Закона не указал. Вопрос весьма не однозначен.

С одной стороны, правоприменитель может воспользоваться расширительным перечнем и применить ст. 70 ТК РФ, т.е. посчитав, что гражданский служащий успешно выдержал конкурсные испытания, не устанавливать испытание при назначении на должность.

С другой стороны, неустановление испытания победителю конкурса, возможно, не совсем верный шаг. Ведь конкурс — это способ замещения определенной должности, а испытание — это возможность проверить работника на предмет соответствия замещаемой должности. Тот факт, что гражданский служащий выиграл конкурс, вовсе не означает, что он справится с исполнением должностных обязанностей. К тому же для правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, конкурсная процедура является, скорее, исключением, а не правилом. В рамках законодательства о государственной гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы по общему правилу осуществляется по результатам конкурса. Получается, что при расширительном подходе институт испытания вообще будет не востребован. Данный вопрос является в какой-то мере дискуссионным, и автор воздерживается от окончательного вывода.

В перечне исключений, установленном в ч. 3 ст. 27 Закона, указано, что испытание не устанавливается для беременных женщин — гражданских служащих. В свою очередь, в ст. 70 Трудового кодекса РФ обозначено, что испытание не устанавливается для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. На наш взгляд, предполагается, что в рамках п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона для представителя нанимателя обязательна норма о невозможности установления испытания на гражданской службе для женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года. Тем не менее у правоприменителей возникает закономерный вопрос: по какой причине законодатель, установивший исключение по категории беременных женщин — гражданских служащих, не установил исключение в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года, ведь данные категории женщин-работников весьма схожи в правовом регулировании их статуса?

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 3 ст. 27 Закона, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от 3 до 6 месяцев. То есть в данном случае, во-первых, применяется не общий срок, указанный в ч. 1 ст. 27 Закона (от 3 месяцев до 1 года), а специальный, который не может превышать 6 месяцев. Во-вторых, представитель нанимателя вполне может не устанавливать такому гражданскому служащему испытательный срок, так как обозначенная выше норма носит не императивный, а диспозитивный характер.

Обратим внимание, что больше никаких случаев, устанавливающих испытание, в ст. 27 Закона, как, впрочем, и во всем Законе, не представлено. На практике возник вопрос: вправе ли представитель нанимателя устанавливать испытательный срок при переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы в рамках одного государственного органа? С одной стороны, в перечне исключений такого случая нет. Более того, довольно логично и разумно, что при переводе на вышестоящую должность, например, другой группы должностей или при переводе в иное структурное подразделение с иными служебными обязанностями представитель нанимателя устанавливает испытательный срок в целях проверки соответствия замещаемой должности. Однако ст. 27 Закона носит название «Испытание при поступлении на гражданскую службу». Разобраться в этой формулировке может следующая норма.

При неудовлетворительном результате испытания у представителя нанимателя есть два варианта поведения:

  1. предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Закон фактически говорит об испытании при поступлении на гражданскую службу. Тем не менее фраза, что представитель нанимателя при неудовлетворительном результате испытания предоставляет ранее замещаемую должность, говорит о том, что на вновь предоставленную должность, по которой предусматривалось испытание, гражданский служащий назначался в порядке перевода. Таким образом, фразу «испытание при поступлении на гражданскую службу» правоприменителю необходимо понимать расширительно. По нашему мнению, название статьи Закона должно звучать иначе, например «Испытание при замещении гражданским служащим должности гражданской службы»;

  1. до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Для наглядности представим данный пункт в виде совокупности условий, позволяющих представителю нанимателя расторгнуть договор с не выдержавшим испытание гражданским служащим.

А. В соответствии с ч. 9 ст. 27 Закона, если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, он считается выдержавшим испытание. Данной норме корреспондирует первое условие, которое заключается в том, что расторжение служебного контракта может быть исключительно до истечения срока испытания.

Б. Представитель нанимателя обязан предупредить гражданского служащего, не выдержавшего испытание, о предстоящем расторжении с ним служебного контракта:

  1. предупреждение должно быть сделано в письменной форме;
  2. не позднее чем за 3 дня до расторжения служебного контракта;
  3. в данном письменном предупреждении должны быть указаны причины, послужившие основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Довольно интересным является вопрос о правовом основании, по которому увольняется гражданский служащий, не выдержавший испытание. Общие основания и последствия прекращения служебного контракта изложены в главе 6 Закона. В частности, п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона устанавливает, что общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. Далее законодатель дает отсылку к ч. 7 ст. 27 Закона. В свою очередь, ч. 7 ст. 27 Закона состоит из двух пунктов: предоставление ранее замещаемой должности и расторжение служебного контракта до истечения срока испытания. Понятно, что в случае отказа гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания он будет уволен по п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона. Случай расторжения служебного контракта до истечения срока испытания, являющийся инициативой представителя нанимателя, в Законе не отражен. По специальной норме, содержащейся в ч. 7 ст. 27 Закона, гражданский служащий не может быть уволен, в ст. 33 Закона и иных статьях, касающихся расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, отсутствует соответствующее основание. По нашему мнению, совершенно необходимо к перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя добавить следующее основание: «Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданкой службы в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 7 ст. 27 настоящего Федерального закона)». В этом случае гражданский служащий будет уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона.

Используемые источники:

  • https://translev.ru/est-ispytatelnyy-srok-grazhdanskoy-sluzhbe/
  • https://studopedia.net/2_44857_grazhdanskomu-sluzhashchemu-naznachennomu-na-dolzhnost-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhbi-ustanovleno-ispitanie-kakoe-iz-utverzhdeniy-verno.html
  • https://moiprava.info/trudovoe-pravo/pravo-na-gosudarstvennuyu-sluzhbu/1303-ispytanie-pri-postuplenii-na-gosudarstvennuyu-grazhdanskuyu-sluzhbu
  • https://wiselawyer.ru/poleznoe/21849-ispytanie-postuplenii-grazhdanskuyu-sluzhbu-uslovie-sluzhebnogo-kontrakta

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации